В стране и мире

Поправки в закон о партиях. Либерализация, чтобы жизнь медом не казалась

05 августа 2019 | 14:58 Политика naviny.by

Поправки могут как облегчить, так и осложнить жизнь общественникам и партийцам.

Поправки в законы «Об общественных объединениях» и «О политических партиях», общественное обсуждение которых завершилось 2 августа, в случае принятия поменяют правила их регистрации и ограничат возможности использования собственных средств. При этом для партий будет введена возможность господдержки.

Законопроект удивительным образом совмещает нормы, которые облегчат жизнь общественникам и партийцам, и те, которые ее серьезно осложнят.

Новации в регистрации

С одной стороны, уменьшается количество учредителей, необходимое для создания и деятельности республиканского общественного объединения (РОО) с 50 до 40 и политической партии — с 1 тысячи до 800.

Однако тут же для РОО появляется новое требование — «иметь организационные структуры не менее чем в четырех областях Республики Беларусь (городе Минске)». Это напоминает требование действующего закона «О политических партиях» — они уже должны «иметь Минскую городскую и областные организационные структуры в большинстве областей Республики Беларусь».

Новация не будет распространяться на РОО, созданные до 1 января 2020 года, для них сохраняется status quo. А вот для вновь создаваемых объединений условия регистрации осложнятся — для оргструктур, помимо людей, нужны еще юридические адреса, офисы.

Что стоит за данным решением разработчиков законопроекта, можно только гадать.

Следует также отметить, что теперь будет проще вместо РОО регистрировать местные общественные объединения. Как отмечено в справке к законопроекту за подписью министра юстиции Олега Слижевского, «предусматривается возможность осуществления деятельности на всей территории Республики Беларусь для общественных объединений, имеющих как республиканский, так и местный статус».

В действующем законе в определении, какие общественные объединения признаются местными, используется отсылка к тому, что их деятельность «распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь». В проекте нового закона это ограничение снимается.

Рабочее место руководителя как юридический адрес организации

Интересно, что и для общественных объединений, и для политических партий вводится возможность вместо аренды офиса для юридического адреса использовать место работы руководителя соответствующей структуры — оно будет считаться местом нахождения руководящего органа.

На это нужно получать письменное согласие руководителя юридического лица, работником которого является руководитель данной организации.

«Это положение проекта закона в ряде случаев упростит для общественных объединений, политических партий, их организационных структур, союзов вопрос получения юридических адресов», — пишет Слижевский.

Наверное, для партий и общественных объединений, лояльных правящему режиму, такая поправка действительно упростит решение формальностей с Минюстом. Но оппозиционным лидерам будет явно непросто получить письменное согласие своего работодателя на размещение руководящего органа организации на территории его цеха или офиса.

Представляется, что данная новация позволит снять проблему с арендой офисов для части структур пропрезидентских общественных объединений «Белая Русь» и «Белорусский республиканский союз молодежи», а также в случае преобразования «Белой Руси» из РОО в политическую партию.

Согласно действующим правилам политическая партия строится исключительно по территориальному принципу — в отличие от профсоюзов и общественных объединений. Однако в целях мобилизации для участия в тех же выборах административнозависимых сотрудников предприятия удобнее иметь структуры по месту работы, а не только по месту жительства членов партии.

Новый законопроект дает такую возможность: заместитель директора предприятия по идеологии может быть одновременно и территориальным боссом партии власти, а значит, его кабинет будет законно использоваться для партийной работы.

Впрочем, это пока лишь гипотеза, так как глава государства не дал согласия на преобразование РОО «Белая Русь» в политическую партию.

Ограничение на зарплаты сотрудников

Больше всего внимания привлекла новация, по которой и общественным объединениям, и политическим партиям ограничены расходы на зарплаты освобожденных сотрудников в размере 40% от всех доходов.

«В практике деятельности общественных объединений, политических партий, союзов случается, что большая часть их денежных средств используется на заработную плату штатных сотрудников этих организаций, премии и другие выплаты. Указанное свидетельствует о злоупотреблениях со стороны данных работников и противоречит самой сути данных организаций и принципам, в соответствии с которыми они созданы», — пишет министр юстиции.

С таким выводом категорически не согласен член правления Международного просветительского общественного объединения АКТ Валерий Жураковский.

Он считает новацию дискриминационной. При обсуждении законопроекта на «Правовом форуме Беларуси» Жураковский обратил внимание разработчиков на то, что «данная норма не учитывает все разнообразие видов деятельности и финансовых условий реализации данных видов деятельности общественных объединений».

Так, например, согласно действующему положению о порядке предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, государственные субсидии при оказании социальных услуг предоставляются исключительно «на возмещение расходов на заработную плату и начисления на заработную плату работникам негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, либо на выплату суммы вознаграждения по гражданско-правовым договорам на оказание социальных услуг, заключенным негосударственными некоммерческими организациями с физическими лицами».

«Если у общественного объединения сложится ситуация, что основным источником доходов в налоговом периоде будет государственный социальный заказ, то все доходы будут идти на оплату труда работников, что вступит в противоречие с предлагаемой проектом закона нормой ограничения фонда оплаты труда 40%. Это поставит общественные объединения в неравные условия с другими некоммерческими организациями в возможности стать исполнителями государственного социального заказа», — отметил Жураковский.

Возможность господдержки для партий

Законопроект также затрагивает и партийные финансы. В марте лидер Белорусской партии левых «Справедливый мир» Сергей Калякин вместе с бывшим главой Объединенной гражданской партии Анатолием Лебедько и заместителем председателя «Таварыства беларускай мовы» Олегом Трусовым ходили на прием к министру юстиции.

После встречи с Олегом Слижевским Калякин со ссылкой на министра рассказал: инициированные властями изменения в закон о политических партиях связаны с требованием международной организации GRECO (Группа государств по борьбе с коррупцией) Совета Европы предоставлять ежегодные отчеты о финансовой деятельности партий.

Сегодня статья 24 закона гласит, что «финансирование политических партий, союзов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов не допускается. Государственные органы и иные государственные организации не вправе финансировать политические партии, союзы».

В варианте закона, который предложен для общественного обсуждения, эта норма сохраняется (представители оппозиции предлагали ее исключить), но появляется следующее дополнение в статью 6: «Государство может оказывать политическим партиям, союзам информационную, методическую и иную поддержку. Государственная поддержка политических партий, союзов основывается на принципах законности, партнерства, прозрачности, равноправия, согласованности и ответственности».

Таким образом, господдержка партий не может осуществляться из бюджета, поэтому речь не идет о государственном финансировании, например, в зависимости от процента присутствия партии в парламенте.

В то же время, правоприменительная практика показывает, что в качестве господдержки может рассматриваться предоставление льгот — к примеру, при заключении договоров аренды недвижимого имущества.

Либо может идти речь об освобождении от уплаты налогов на отдельные виды разрешенной партии коммерческой деятельности (изготовление и продажа общественно-политических изданий и иных пропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики).

Афиша