Дорога через Ольманские болота – удар по фауне и ландшафту

07 сентября 2018 | 06:52 Общество Медиа-Полесье

Через уникальный ландшафтный заказник Ольманские болота прокладывают дорогу. Экологи бьют тревогу, но строительство «Лесохозяйственной дороги №3» продолжается.

Старая лесохозяйственная дорога в заказнике Ольманские болота гармонично вписана в ландшафт

5 сентября на заседании координационного экологического совета при Брестском областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды обсуждали, как построить дорогу в Ольманских болотах с минимальными последствиями для заказника.

По информации tut.by,отчет о воздействии на окружающую среду лесохозяйственной дороги готовил Полесский аграрно-экологический институт НАН Беларуси. Замдиректора учреждения Виктор Демянчик отметил, что из двух вариантов, строительство нового участка более предпочтительно с природоохранной точки зрения.

Проект, подготовленный «Брестдорпроектом», был принят в 2016 году. Любое строительство на ООПТ должно проходить оценку воздействия на окружающую среду и обсуждаться с обществом. Но всё прошло очень тихо, и широкая общественность о проекте не узнала.

Стоимость дороги - 2 миллиона рублей, выделенные Минлесхозом. Маршрут – от деревни Корма на север заказника к речке Ствига, где будет железобетонный мост.

Новая дорога трансформирует ландшафт

Видением проблемы делится наш эксперт Виктор Финчук, сотрудник общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны»:

 - Дорога пересекает болото прямо по диагонали, что несёт наиболее вредный для территории характер. Ведь заказник создан для сохранения крупнейшего в Европе лесоболотного комплекса Ольманских болот. Только по стечению обстоятельств эта территория не стала национальным парком, а осталась заказником.

Строительство дороги в Ольманских болотах

Есть Положение о заказнике и план управления им. И в этом году этот план как раз пересматривается, а на следующий год запланирована реорганизация Ольманских болот. В Положении о заказнике прописано, что запрещены работы по нарушению его целостности.

- Старая дорога была гармонично вписана в ландшафт. Что же касается новой, то она даже технически не может быть туда вписана. Лично на мой взгляд, это вандализм - прямо по болоту сыплют дорогу. Есть государство, которое определило значимость этой территории и её использование. А сейчас это нарушается, - констатирует Виктор Финчук.

Разные стороны проблемы

Был ряд материалов в прессе по поводу данного строительства. Письма в прокуратуру писали. Брестский облисполком проводил встречу в Давид-Городке. Встреча получилась эмоциональной. По словам представителя АПБ, один из чиновников высказал такую фразу: «Вы хотите, чтобы у нас тут все в лаптях ходили? У меня полрайона без работы».

Половина Ольманских болот загрязнена радионуклидами. И задача власти создавать рабочие места вне этой территории.  

Кроме того, собранные здесь ягоды и грибы, отравленные радионуклидами, оказываются потом на наших столах.

Болота перестали носить охранный характер

Виктор Финчук считает, что проектировщики не учли приоритеты охраны этого комплекса.

- Дорога построена уже наполовину и строится формально на законных основаниях, - говорит он. - Уникальность болот в том, что это малодоступная и малоизменённая территория, на которой обитает ряд видов, которые и в Европе малочисленны из-за беспокойства со стороны человека. Эти болота были одним из самых спокойных мест для птиц и животных. Сейчас они перестали носить охранный характер.

Дорога противоречит принципу охраны, нужно наоборот минимизировать количество людей, которые туда могут попасть. С этой дорогой появится и доступ к центру болота.

По мнению общественников, сама дорога может стать причиной пожаров, так как подсушит болото и сделает глухие ранее места легкодоступными для человека. Так, последний пожар в августе этого года охватил территорию более чем в 50 гектаров, и произошёл он, предположительно, из-за непотушенной сигареты.

Отсутствие дороги - ценность

- Во время засухи минувшим летом было много пожаров, лесхозы тушили эти пожары, и они сейчас считают, что если есть риск пожара, то туда нужно построить дорогу. Но ценностью является отсутствие дорог. Иначе тогда и в Беловежской пуще или Припятском национальном парке построим дороги, – обобщает эксперт. -  Минлесхоз захотел построить дорогу, а учёные должны вынести свой вердикт насчёт её целесообразности и безопасности.

ОО «Ахова птушак» в Министерство отправила просьбу о независимой экспертизе. Другие общественные организации тоже обращались в Академию наук.

Сейчас обсуждается включение всего Припятского Полесья в Список Всемирной наследия ЮНЕСКО. В следующем году начнётся подготовка номинации, чтобы внести Припятское Полесье, включающее и Ольманские болота, в этот список.

Только что к тому времени от Ольманских болот останется?

На встрече в Бресте 5 сентября принята резолюция. В тексте документа изменение направления будущей дороги не оговаривается.

 

Афиша